Диплом Серой Метелки,
выпускницы Хогвартса Сириуса, Рейвенкло
Научный руководитель: профессор Olyush

МАГИЯ ГОЛОСА
Искусство пения как аспект магии голоса

Глава 1: Сказка и быль. 1.3. Пение в нетрадиционной медицине


Отдельной сферой магии, в которой применяется искусство пения, является нетрадиционная медицина (колдомедицина). Связано это с тем, что голосом можно лечить как себя, так и других. И это важно знать не только узким специалистам в области магии музыки или в области знахарства, но и магам, принадлежащим самым разным профилям и областям, поскольку с помощью пения каждый способен оказать сам себе посильную колдомедицинскую помощь. При наличии должных знаний, разумеется.

Несколько слов об истории применения пения в нетрадиционной медицине

Известно, что пение – и сольное и хоровое – использовалось для лечения физических и душевных недугов испокон веков и в различных культурах.

Древние египтяне лечили голосом бессонницу. И все без исключения народы интуитивно понимали, что пение помогает человеку заснуть – отсюда колыбельные.

В других древних странах Востока голосу и музыке тоже уделялось пристальное внимание. В Китае музыка применялась в храмах для лечения нервных расстройств. Музыка была наукой и находилась в прямой связи с астрономией и математикой. В Индии йоги до сих пор занимаются созданием особых целебных вибраций с помощью пения мантр. А на Тибете монахи лечили и лечат нервные болезни горловым пением.

Большое внимание пению как лекарству уделяли в античном мире. Гомер рассказывал, что мелодичные песни исцеляли раны героев. Демокрит рекомендовал лечиться пением от бешенства (Вы пробовали одновременно петь и беситься?! Если попробуете, то убедитесь, что это нереально). Пифагор рекомендовал пение как лекарство от помешательства. Сохранилась одна легенда, гласящая о том, что философ увидел, как ревнивый мужчина собрался поджечь дом, подозревая подругу в измене. Рядом с домом уличный музыкант наигрывал на флейте веселую мелодию. Тогда Пифагор попросил его сыграть что-то спокойное. И когда музыка изменилась, ревнивец взял себя в руки и передумал сжигать женщину. Пифагор называл музыку точной наукой, а влияние пения на ум и тело - «музыкальной медициной». Практикуя музыку в медицине сам, он использовал одни мелодии, «чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя», а другие мелодии «против ярости и гнева, против заблуждений души». Пифагорейцы продолжили дело учителя. Они использовали пение для избавления от ярости и гнева и считали музыку главным средством для воспитания гармоничной личности. Аристотель тоже считал, что голос можно применять в целебных целях. Кроме того, музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души.

Кельтские барды применяли в своей магии «песенные заклинания», способные исцелять или, напротив, причинять вред. На Руси существовала любопытнейшая практика: больного человека располагали внутри круга поющих людей и водили вокруг него хороводы. Песни при этом пели чистые и ритмичные. А можно обратить свои взоры совсем далеко, к Новой Зеландии. Там при родах пели специальные хоровые песни, чтобы облегчить боль роженице. Кстати, и сама будущая мама поет вместе с остальными, пока не родит.

Подобные примеры можно множить, но, думается, общее представление было дано и можно перейти к разговору о том, что именно лечит пение и почему.

Что лечит пение и почему?

Скрипач играет на скрипке. Трубач – на трубе. А человек поющий играет на собственном организме. Человек поющий привыкает реагировать на самые разные тонкости, происходящие с его телом. Иногда, как неумелый спортсмен, неумелый вокалист может не лечить себя, а калечить. Неправильное пение, бывает, приводит к травматизму. Но пение, которое построено на естественной работе человеческого организма, способствует укреплению разных групп мышц живота, дает возможность научиться работать с дыханием, предоставляет человеку массу активных физических упражнений... и таким образом благотворно воздействует на организм. Известны примеры, когда, благодаря правильному дыханию при пении, люди излечивались от бронхитов и бронхиальной астмы. И это не говоря о том, какие чудеса можно творить с дыханием, преобразуя свой организм! Любой йог может немало рассказать об этом. А еще во время пения человек вдыхает воздух быстрее, чем выдыхает, и в результате в крови накапливается углекислый газ, снижается дозировка кислорода. А это раздражитель, активизирующий внутренние силы организма, вынужденного работать в усиленном режиме.

Кроме того, пение – это работа с ритмом, звуком и с вибрациями. Известно, что только около 20% воспроизводимого человеком звука направляется на слушателя, во внешнее пространство. 80% направляется вовнутрь. Что же при этом происходит? А вот что. В тембре голоса содержатся определенные частоты и колебания, и когда мы поем, внутренние органы вибрируют. Мы можем спеть добрую лечебную песнь своей печени или селезенке. Очень полезно. Это своеобразный «внутренний» массаж, улучшающий кровообращение. Американские ученые выяснили, что правильное пение укрепляет сердечную мышцу. Вибрации, которые возникают при правильном обращении с голосом, снимают внутреннее напряжение, поэтому пение – прекрасное успокоительное средство, и с его помощью лечат неврозы, психические расстройства и депрессии. Подобный «звуковой внутренний массаж» очень полезен будущим мамам во время беременности. Звуковые частоты, возникающие при пении, активизируют рост и развитие ребенка, его головной мозг. К примеру, во Франции знаменитый акушер Мишель Оден по этой причине создает целые хоры беременных женщин, чтобы у них родились здоровые детишки. Определенным образом подобранный музыкальный ритм способен нормализовать биологические ритмы организма. Если ритм музыки реже ритма пульса, она оказывает успокаивающее воздействие на организм, а если ритм музыки чаще пульса, возникает возбуждающий эффект.

И, исходя из вышесказанного, уже меньше удивляет количество долгожителей среди великих певцов. Лемешев дожил до 76 лет, имея всего одно легкое. Итальянский тенор Беньямино Джильи в 70 лет пел на сцене, как юноша. Сильнейший бас Марк Рейзен отметил свой 90-летний юбилей на сцене. До почтенных лет дожили Козловский и Михайлов. О Михайлове в Большом Театре и вовсе рассказывают легенды. Он распахивал окна в гримерках при морозе -30 и ниже, несмотря на охи и ахи тех, кто боялся за свои голоса, и хоть бы что! Михайлов практически не болел.

Наконец, есть еще один путь воздействия пения на человека - эмоциональный. Образное и эмоциональное наполнение песни может влиять как на того, кто поет, так и на того, кто слушает. Причем, если слово в песне адресуется сознанию человека, то тембр голоса, его эмоциональная окраска и всё музыкальное сопровождение — непосредственно к подсознанию. В пении человек может выразить множество различных своих эмоциональных состояний и тем самым снять стресс, выплеснуть ненужный негатив и возбуждение. В результате пение способно помочь в лечении депрессий, неврозов и других психических и нервных болезней. А если болезней нет, то послужить хорошей профилактикой, обеспечить гармоничное эмоциональное состояние тому, кто пользуется магией голоса.

Как можно лечиться звуками?

В Китае с древнейших пор умели лечить просто звуками. К примеру, при заложенности носа «прописывались» упражнения с произнесением вслух звука «И». Заодно этот звук лечит глаза и уши. Звук «А» снимает спазмы, благоприятно действует на сердце и желчный пузырь. Звук «О» лечит поджелудочную железу. Звук «У» полезен при лечении предстательной железы и матки, у мужчин и женщин соответственно. Звук «Ы» полезен при дыхательных заболеваниях. Звук «Э» помогает работе головного мозга. Не поэтому ли люди экают, побирая нужное слово? А согласные «М», «Н» и «В» лечат больную голову. Так что те, кто страдает мигренями, могут помычать. Звук «Ш» лечит больную печень. А звук «Х» сбрасывает отрицательную энергию, направляет ее прочь от человека.

На Востоке издревле знали, что звуковая вибрация может различным образом настраивать дух и разум. Техническим приемом такой настройки является МАНТРА - произнесение звуков в определенной последовательности. Каждая мантра 1) оказывает воздействие на физическое тело, 2) на психику человека, 3) имеет священный духовный смысл. Например, по представлениям индусов, мантра «Ом» не только нормализует кровеносное давление, но еще и является звуковым соответствием понятия «Абсолют». Как и в китайской медицине, в индуизме есть свои соответствия звуков – целебного воздействия на тот или иной орган.

Таблица соответствий звуков и излечиваемой ими болезни – в Приложении 1.

Приведу в пример самую известную и древнюю мантру, «АОУМ». Этой мантрой человек заявляет о своём существовании и о своем единстве со всем окружающим миром. AOУM считается самым чистым из всех звуковых сочетаний. При пении этой мантры звук АА резонирует в области сердца и легких, ОО — в области желудка и солнечного сплетения, УУ — в нижней части живота и у основания позвоночника. Наконец, долгий звук ММ, завершающий мантру, резонирует во всем позвоночнике и в голове. Если при пении АОУМ следить за смещением резонанса в теле, то в итоге внимание сосредоточится в голове — в области третьего глаза. Именно поэтому пение АОУМ считается идеальной подготовкой к медитации. АОУМ хорош не только для личной медитации, но и для восстановления равновесия и гармонии в коллективе. К примеру, после горячей дискуссии совместно спетый АОУМ успокаивает.

Упражнение, как произносить мантру АОУМ – в Приложении 1.

Примеры лечения вокалом

В относительно недавнем прошлом в Германии имело место довольно любопытное событие. В одном маленьком немецком городке жил доктор. Лечил он хорошо, никто не жаловался. А в свободное от работы время этот доктор ходил в церковь и пел там в хоре. И вот как-то зимой на сквозняках и стуже жители городка заболели простудой, а то и воспалением легких. Все, кроме тех, кто пел в хоре вместе с доктором. Доктор заинтересовался этим совпадением, пригласил своих коллег из Дрездена. Маститые врачи измерили иммуноглобулины, циркулирующие в крови участников хора, а затем попросили хор спеть. Измерив кровь после пения, ученые увидели, что пение повысило количество иммуноглобулинов в крови, то есть улучшило имунную защиту организма певцов.

В современной Европе подобные методики называют «вокалотерапией». А более широкое воздействие музыки на организм – музыкотерапией. В России существует даже целый центр музыкотерапии, возглавляемый доктором Сергеем Шушарджаном, оперным певцом с консерваторским образованием по совместительству. Исследователи, работающие в центре музыкотерапии, анализируют влияние различных типов музыки на психологическое состояние человека. К примеру, было выяснено, что прослушивание музыки в стиле grunge вызывает враждебность и агрессию, напряженность и усталость. А прослушивание классики, напротив, успокаивает, умиротворяет. Целебное действие классической музыки специалисты объясняют тем, что спокойная гармоничная классическая музыка нормализует сердечный ритм и артериальное давление, человек расслабляется, погружается в состояние психологического комфорта, что само по себе способствует нормализации состояния организма. Есть и более радикальные теории, объясняющие целебный эффект определенных мелодий воздействием на организм звуковых волн определенной частоты.

Чем лечим, тем и калечим

Напоследок необходимо сказать пару слов о том, что любое лекарство при неправильном применении оного может не лечить, а калечить. Это относится и к травам, и к лечебным зельям, и к маггловским микстурам и таблеткам. Также это относится и к пению. Важно знать «дозировку», «вредные и полезные» виды пения, способ приема пения как лекарства и т.д. и т.п.

Например, известно, что горловому пению (своего рода мандрагорой от вокала) очень сложно научиться, более того, учеба часто сопровождается травматизмом. Один тувинец по имени Ондар Марат-Оол рассказывал, что в юности с таким пылом взялся осваивать приемы хоректээра, что перестарался: горло у него болело так, что в течение месяца он не мог принимать пищу. И проблема не только с начальным этапом освоения горлового пения. Исследования, проведенные в Больничном центре Сент-Люкс-Рузвельт, показали, что тувинская техника обертона, отличающаяся длительными задержками дыхания и интенсивной вибрацией органов дыхания, разрушающе действует на мозг, легкие, гортань, сердечно-сосудистую систему. Паталогоанатомическое исследование известнейшего тувинского хоомейджи Геннадия Тумата, умершего в возрасте 33 лет, показало, что у певца «практически не осталось легких». В Монголии даже существует закон, по которому исполнители горлового пения приравнены по профвредности к шахтерам и могут досрочно выходить на пенсию.

Еще шаманам и знахарям древности было известно, что с помощью ритма можно ускорить или замедлить сердечный ритм. Существовали африканские племена, где преступников казнили при помощи барабанного боя. Доминирующий ритм захватывает двигательный центр мозга, а также вызывает сильнейшее половое возбуждение. Именно с помощью ритма доводили себя до экстаза вакханки. И понятно, что злоупотребление такими удовольствиями может быть неполезно для здоровья.

В не менее глубокой древности люди понимали, что дисгармония в музыке разрушает психику человека. В Древнем Китае композитора, который писал музыку, нарушающую гармонию – казнили. В Средние века на Руси чистые квинты и кварты считались ангельскими звуками, а вот терции и сексты - дьявольскими.

Переизбыток высоких или низких частот может серьезно травмировать мозг. Были примеры, когда на современных рок-концертах случались контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти. Например, в 1979 году во время концерта Пола Маккартни в Венеции громкость звука и частота достигли такой разрушительной силы, что рухнул деревянный мост. Подобным образом группа “Пинк Флойд” сумела разрушить мост в Шотландии. Объясняется действие частот на человека таким образом. Высокочастотные звуки (3000–8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, тормозя познавательные процессы. Длительный и громкий звук способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750–3000 Гц), наоборот, оказывают положительное влияние на здоровье: стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125–750 Гц) вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.

Существует ряд опасностей, возникающих при обращении с голосом неопытных и неумелых певцов. Во-первых, неумелое обращение с певческим аппаратом может оказывать нежелательный эффект на организм поющего. Во-вторых, слушатели неосознанно подстраивают свой голос к голосу певца, и если поющий что-то делает неправильно, у слушателей могут возникнуть неприятные ощущения в их собственном организме. Посему певцу (причем, как новичку, так и профессионалу) следует очень ответственно и внимательно относиться к тому, что он делает, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим.

Так что с голосом и с музыкой, как с любым лекарством, нужно обращаться очень осторожно и внимательно.


(c) Серая Метелка, 2009

Назад | На главную | Вперед