Вначале было...
Перечитывая конспекты лекций по травоведению я подумала о том, сколько времени и сил тратит преподаватель на то, чтобы составить лекции так, чтобы они содержали необходимую информацию и, в то же время, не вызывали приступы сонливости у учеников.
Мне стало интересно, как с этим справляются преподаватели других магических школ, и я отправилась "в экспедицию" - изучать кабинеты травоведения.

Первый кабинет, до которого я дошла, находится по адресу http://anita-malf.narod.ru/trav/index.htm. Кабинет сразу порадовал глаза и душу приятными обоями зеленовато-серого цвета. Я попросила почитать архивные лекции и посетить те, которые проходят сейчас...
Первая лекция - магия трав - сделана хорошо. Профессор не пожалел времени и сил на то, чтобы сделать её понятной и достаточно интересной. Однако, придя на вторую лекцию, я была удивлена - первокурсники, только-только узнавшие, собственно, что такое травоведение, в наушниках и перчатках выкапывали и пересаживали мандрагору. Стоит ли говорить, что Дж.Роулинг писала сказку, в которой первокурсники совершают подвиги, второкурсники побеждают василисков, а директор их спасает в случае необходимости? В нашем реальном мире это, к сожалению, утопия. Проходить мандрагору - ядовитое и опасное растение - на первом курсе неосмотрительно. К сожалению, с этим я столкнулась не только в кабинете профессора Аниты Малфой.

Следующий кабинет, который я посетила, здесь. И на первой же лекции без вступления и хоть каких-то объяснений начинается разговор об уже известной мандрагоре.
Вторая лекция не оставляет надежды на лучшее - бубонтюберы, которые даже Роулинг, на которую можно сослаться в случае с мандрагорой, поставила на четвертый курс!
К сожалению, в таком красивом кабинете совершенно отсутствует понимание того, что сказка и жизнь - разные вещи.

Кабинет, находящийся по адресу http://travologia.narod.ru, оставил меня равнодушной - Существует введение, написано нормально. Затем идет описание различных растений без какой-либо системы, но, может быть, мы просто не видим эту систему? Кабинет открылся не так давно, лекций всего четыре, поэтому остается надежда, что "все будет хорошо".

После посещения "юного" кабинета, я дошла до кабинета http://travologia.narod.ru/. Если забыть о том, что мы живем в магическом мире и изучаем травоведение, то можно похвалить профессора Глицинию. Впрочем, её можно похвалить в любом случае - профессор проделала колоссальную работу, написав качественные лекции по маггловской ботанике. Каждая часть растения (корень, побег...) рассмотрена отдельно, Целая лекция посвящена диазотрофности, замечательно рассказано о клеточных мембранах и присутствует лирическое отступление на тему микробов.
Только на факультативе в честь Нового Года мы видим лекцию "Легенды и предания", непонятно как попавшую в этот кабинет биологии.
Каждый профессор преследует свои цели...

Кабинет http://www.insvit.narod.ru/lection/lection0.html удобен и неплохо оформлен, лекции написаны хорошим языком - не слишком заумно, но и не слишком просто, однако первая же лекция называется "ядовитые растения", вторая - правила сбора трав, третья - антидемонические растения. Логики преподавателя мне понять не удалось, утешала я себя только тем, что, возможно, этой логики просто нет.

Следующему кабинету я хотела бы уделить особое внимание.
http://s-masha.narod.ru
Оформлен кабинет в стиле barbie - ярко-розовый. Для того, чтобы прочесть текст, его приходится выделять, но мы обсуждаем не вкусы учителя.
В первой же лекции я вижу настораживающие слова
"Я долго думала, о какой травке рассказать вам на самом вашем первом уроке на первом курсе. Травок в мире много и о каждой можно провести целый урок. Вот и приходится выбирать то, что будет и интересно и полезно для вас. И решила я остановиться на одной из древнеших травок..."
да, неплохое начало для лекции, но никак не для курса травоведения, начинать который следует с объяснения, что же такое есть травоведение.
Чтение дальнейших лекций показывает лишь то, что преподаватель - маггл. И дело не в том, что лекции написаны плохо. Нет, напротив. Лекции написаны хорошо, интересно, без допущения фактических ошибок, однако написаны они профессором Травяницей.
Все, что мы можем сделать - не показывать эту страничку Халет, чье имя профессор Мышонка даже не удосужилась поменять. Боюсь, профессор не представляет храктера истинных слайзеринцев, если решила пойти на такой риск.
Четвертая же лекция начинается со слова "Приветствую Вас, мои дорогие ученики, - профессор Травяница остановилась у двери в Оранжерею и открыла дверь в нее..."
- остается только гадать, решила ли профессор Мышонка официально представить автора лекций, хотела ли подписаться чужим именем или просто не заметила имя рофессора и не удалила/заменила, как делала это в прошлые разы.

Вот я покинула ярко-розовый кабинет и вошла в темное подземелье.
http://valafridclass.narod.ru/lectures.html - Отличная первая лекция. Здесь и небольшое описание оранжереи, и разговор о первых лекциях, и знакомство с учениками, и упоминание других предметов, и совет вести конспекты.
"Что же конкретно мы будем изучать про растения, и с чего начнем? Начинать, как известно, лучше всего сначала." - золотые слова, профессор Валафрид Страбон. Профессор с самого начала предупреждает, что курс будет носить медицинский характер. И действительно, вторая лекция про всем известную мандрагору не содержит рецептов ядов, описаний жутких последствия прослушивания "пения" мандрагоры и леденящих кровь, душу и желудок подробностей о скончавшихся от воплей скандального растения магах и магглах. Третья лекция продолжает медицинскую тему - речь на этот раз идет о ромашке аптечной, название которой заранее говорит о теме лекции.
Однако, на этом изучение травоведения, видимо, заканчивается (не смотря на то, что профессор обещал изучение способа сбора и заготовки ромашки и других растений на старших курсах). Жаль, жаль, лекции профессора Страбона вселяли надежду на то, что есть школа магии, в которой есть шанс найти специалиста-травоведа.

Кабинет по адресу http://travalogy.narod.ru/plan.htm тоже меня не обрадовал.
Начинается сразу с лекарственных растений. Что же, возможно, это школа с медицинским уклоном. Открываем вторую лекцию, и догадки подтверждаются - разговор снова идет о лекарствах и растениях. Лекция обрывается достаточно неожиданно, однако критиковать её не стоит - неверной информации не дано, фактических ошибок не допущено, и мы идем читать следующую лекцию.
Третья лекция тоже не идет вразрез с медицинской тематикой - речь идет о душице и её лекарственных свойствах. Вместе с тем присутствуют и упоминания о магическом мире, однако, чисто теоретические. И вот на четвертом уроке мы неожиданно сталкиваемся с "растениями и аурой человека". К сожалению, определение ауры не дано, в целом лекция представляет собой таблицу и свод правил, который хорошо раздать ученикам в качестве памятки, но никак не рассказывать на уроке во избежание усыпления аудитории.

Не буду заострять внимание на кабинете http://hogvarts6.narod.ru/index33333.html
. Первая и единственная лекция посвящена, видимо, ясеню. В целом лекция является сводом фактов, изучив которые нужно угадать, о каком дереве идет речь. Подобный вопрос может быть одним из вопросов домашнего задания, однако никак не может являться серьезной лекцией в магической школе.

Посетив кабинет http://j-li.narod.ru я невольно вспомнила кабинет профессора, пожелавшего остаться неизвестным, находящийся по адресу http://travalogy.narod.ru/plan.htm, а также лекции профессора Глицинии. Происхождение растительного царства, анатомия растений и типы растений без сомнения важные темы, однако хотя бы малейшее упоминание о магическом мире, мне кажется, должно присутствовать.

Идем дальше.
http://kabinet-trav.narod.ru/lec.html
Первый урок вводный. Урок написан хорошо, сразу видно, что профессор разбирается не только в растениях, но и в людях вообще и учениках в частности. Урок построен достаточно грамотно, задание "спрятано" в лекции, что гарантирует её перечитывание и, как следствие, усваивание хоть какой-то информации. Приятно встретить профессора, представляющего, в каком мире он живет, знающего свой предмет и умеющего его объяснить.
Впрочем, проглядев названия следующих лекций начинает закрадываться подозрение, что представление о мире, в котором проживает профессор, имеет только сам профессор.
Не являясь энциклопедией и великим магом в одном лице, я решила обратиться к настоящей энциклопедии, мысленно похвалив профессора за выбор таких редких и интересных растений, однако энциклопедия безмолствовала. Опросив население, подвернувшееся под руку (для того, чтобы под руку подвернулсь профессор травоведения Травяница пришлось провести несколько часов около её оранжереи, за это время я успела ещё раз изучить соответствующие разделы энциклопедии и справочников и убедиться, что упомянутых в лекциях растений в нашем мире не существует), я пришла к выводу, что о существовании таких растений (окритос, мликтра, кляксоны, картин) знает только профессор Савона, а следовательно, лекции являются интересными но абсолютно бесполезными и бессмысленными.


В Хогвартс я вернулась "в печалях".
Все кабинеты травоведения разделились на следующие группы: медицинские, бессистемные и списанные.
Знания, полученные на уроках, не совпадают не только у учеников разных школ, но и у учеников разных курсов, и это внушает опасения, что изучение травоведение проходит хаотично, бессмысленно и не несет никакой практической пользы.
Обнаружив это, я выбрала тему для дипломной работы, и хочу представить вам
программу изучения травоведения для средней общеобразовательной магической школы
<<<
Карта сайта
Программа обучения
Приложения
>>>